Антимонопольные споры
Всего десять лет назад почти никто не слышал о таком государственном органе, как Федеральная антимонопольная служба.
С тех пор действующее законодательство претерпело значительные изменения, большее внимание стало уделяться защите прав предпринимателей, в том числе от посягательств недобросовестных конкурентов. Были введены новые правила распоряжения государственным и муниципальным имуществом, закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а также отдельными видами юридических лиц, многие торги приобрели электронную форму.
Полезные ссылки по теме:
Официальный сайт Самарского УФАС России
Информация о поступлении жалоб в Самарское УФАС России
Официальный реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Официальный реестр недобросовестных участников аукционов в отношении земельных участков
Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок
Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов
Единый Федеральный реестр сведений о банкротстве
Образец жалобы в ФАС по статье 18.1 Закона о защите конкуренции
Образец жалобы в ФАС по статье 18.1 Закона о защите конкуренции (223-ФЗ)
Видео консультация
Подробнее
Так в настоящее время проводятся обязательные в соответствии с законодательством Российской Федерации торги:
- конкурсы или аукционы на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (Приказ ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67);
- по продаже государственного или муниципального имущества на аукционе, посредством публичного предложения или без объявления цены (Федеральный закон от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества”);
- аукционы по продаже либо на право заключения договора аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в электронной форме (Земельный кодекс Российской Федерации);
- аукционы на право заключения договора развития застроенных территорий (Градостроительный кодекс Российской Федерации);
- аукционы на право заключения охотохозяйственных соглашений (Федеральный закон от 24.07.2009 г. № 209-ФЗ “Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”);
- аукционы по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (Лесной кодекс Российской Федерации);
- конкурсы или аукционы на право пользования участками недр (Закон РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 “О недрах”);
- аукционы на право заключения договора водопользования (Водный кодекс Российской Федерации, Постановление Правительства РФ от 14.04.2007 г. № 230 “О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона”;
- аукционы по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов, договора пользования водными биоресурсами (Федеральный закон от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов”);
- конкурсы по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (Жилищный кодекс Российской Федерации, Постановление Правительства РФ от 06.02.2006 г. № 75 “О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом”);
- аукционы по реализации имущества должников (Федеральный закон от 16.07.1998 г. № 102-ФЗ “Об ипотеке (залоге недвижимости)”, Федеральный закон от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”);
- конкурсы на право заключения концессионных соглашений (Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ “О концессионных соглашениях”);
- аукционы или конкурсы на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, которое находится в государственной или муниципальной собственности (Федеральный закон от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ “О рекламе”)
- продажа предприятия или части имущества должника-банкрота посредством проведения аукциона/публичного предложения (Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”);
- привлечение подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (Постановление Правительства РФ от 01.07.2016 г. № 615 “О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах”);
- закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (Федеральный закон от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”);
- закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”),
- и другие.
Таким образом, почти каждому предпринимателю или гражданину так или иначе приходится сталкиваться с антимонопольным законодательством как для защиты своих прав в сфере предпринимательской деятельности, так и для того, чтобы избежать привлечения к ответственности за нарушение прав конкурентов.
В случае, если Вы столкнулись с дискриминацией со стороны государственных органов или недобросовестной конкуренцией, что всегда влечет неблагоприятные для предпринимателя последствия, а в худшем случае грозит устранением компании с товарного рынка, - инструменты для защиты Ваших прав есть.
Знаете ли Вы, что безобидные на первый взгляд действия (и даже бездействие) могут быть признаны антиконкурентными?
Очень большое внимание ФАС России в настоящее время уделяет раскрытию антиконкурентных соглашений. Меняются и совершенствуются инструменты, с помощью которых служба расследует такие соглашения.
Любой предприниматель может оказаться как стороной антиконкурентного соглашения, так и пострадать от него, поэтому надежная правовая поддержка в области антимонопольного законодательства необходима, тем более если Ваша компания участвует в торгах и закупках, заключает госконтракты на поставку товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд.
Зачастую не совсем добросовестные организаторы торгов и заказчики имеют цель ограничить круг участников торгов в своих интересах. Причем способы такого ограничения иногда бывают довольно изощренными.
Защитить свои права Вы можете путем обращения в антимонопольный орган с жалобой или заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.
В случае, если Вы столкнулись с нарушением своих прав при участии в торгах и госзакупках, юридический центр адвоката Анатолия Антонова поможет Вам подготовить жалобу как по статье 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ “О защите конкуренции” (в том числе на закупки, проводимые в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”), так и в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.
В качестве примера можно привести такие нарушения как:
- несоответствие извещения и документации о торгах требованиям законодательства, отсутствие необходимой информации;
- установление заведомо невыполнимых требований к участникам торгов, госзакупок;
- ограничение доступа к участию в торгах;
- необоснованный отказ в допуске к участию в торгах лицу, подавшему заявку,
и многие многие другие.
В некоторых случаях такие нарушения могут привести и к ограничению конкуренции, что влечет для нарушителя гораздо более серьезные последствия.
В любом случае, юридический центр адвоката Анатолия Антонова поможет Вам разобраться, имело ли место нарушение действующего законодательства и прав Вашей компании, а также подготовит жалобу и осуществит представительство Ваших интересов на заседаниях комиссии ФАС России.
Кроме того, мы поможем Вам оценить ситуацию и выстроить линию защиты, если в отношении Вашей компании подано заявление о включении в реестр недобросовестных поставщиков как по 223-ФЗ, так и по 44-ФЗ или реестр недобросовестных участников аукционов в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.