Открыть меню
Юридический центр адвоката Анатолия Антонова
г. Москва, ул. Верхняя Красносельская, д. 11а, ст.1, офис 29 г. Самара, пр-т Карла Маркса, дом 192, офис 619

В каком порядке добровольно ликвидируется организация в форме АО

Подробнее

Примите на общем собрании акционеров решение о ликвидации, назначении ликвидатора (ликвидационной комиссии) и об определении порядка и срока ликвидации.

Дальше всю процедуру проведет ликвидатор (ликвидационная комиссия), который уведомит о предстоящей ликвидации регистрирующий орган и кредиторов АО, внесет сведения в ЕФРСФДЮЛ, рассчитается с кредиторами и выполнит иные действия. Акционеры должны будут только утвердить промежуточный и окончательный ликвидационные балансы.

Срок добровольной ликвидации АО не ограничен, он устанавливается произвольно решением собрания акционеров. Если не соблюсти этот срок, то заинтересованное лицо или уполномоченный госорган вправе требовать в судебном порядке ликвидации общества и назначения арбитражного управляющего.


1. Как принять решение о ликвидации АО

Решение о ликвидации принимает общее собрание акционеров. Если в АО один акционер, то он просто письменно оформляет такое решение (п. 3 ст. 47, пп. 3 п. 1 ст. 48 Закона об АО).

Для принятия решения о ликвидации:

1) созовите общее собрание акционеров (очередное или внеочередное) в соответствии с требованиями законодательства и устава общества;

2) проведите собрание и примите решение по вопросу ликвидации. Включите в решение о ликвидации вопросы: о назначении ликвидатора (ликвидационной комиссии) и определении порядка и сроков ликвидации (п. 3 ст. 62 ГК РФ, п. 2 ст. 21 Закона об АО).

Решения принимаются:

• о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) - 3/4 голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров. Привилегированные акции также являются голосующими по вопросам ликвидации (п. 4 ст. 32, п. 4 ст. 49 Закона об АО);

• об определении порядка и сроков ликвидации - большинством голосов - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров. Привилегированные акции не голосуют по данному вопросу (п. 4 ст. 32, п. 2 ст. 49 Закона об АО);

3) оформите решение в виде протокола.


Как отменить решение о ликвидации АО

Ликвидация общества считается завершенной, а общество - прекратившим деятельность (существование) с момента внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи (п. 6 ст. 22 Закона N 129-ФЗ, ст. 24 Закона об АО, п. 9 ст. 63 ГК РФ).

До указанного момента общество может принять решение об отмене ранее принятого решения о ликвидации.

Если решение об отмене ликвидации принято обществом до направления в регистрирующий орган заявления (уведомления) по форме N Р15016, уведомлять регистрирующий орган об отмене решения о ликвидации не нужно.

Если решение об отмене ликвидации принято после подачи в регистрирующий орган заявления (уведомления) по форме N Р15016, в регистрирующий орган нужно еще раз направить заявление (уведомление) по форме N Р15016, указав в нем, что принято решение об отмене ранее принятого решения о ликвидации. В п. 2 заявления (уведомления) необходимо проставить значение "6".

В заявлении (уведомлении) по форме N Р15016 нужно также заполнить листы А и В (п. п. 102, 106 разд. VII Приложения N 13 к Приказу ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@). При необходимости ограничить доступ к сведениям о юрлице заполните лист Б (п. 105 разд. VII Приложения N 13 к Приказу ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@).


1.1. В каких случаях назначается ликвидатор, а в каких ликвидационная комиссия

По общему правилу акционеры на общем собрании сами решают, кто будет заниматься ликвидацией АО: ликвидатор или ликвидационная комиссия (п. 3 ст. 62 ГК РФ, п. 2 ст. 21 Закона об АО).

Но учтите: если акционером является государство или муниципальное образование, то можно назначить только ликвидационную комиссию. В ее состав обязательно включается представитель соответствующего комитета по управлению имуществом, или фонда имущества, или соответствующего органа местного самоуправления (п. 4 ст. 21 Закона об АО).

Кроме того, рекомендуем назначать ликвидационную комиссию при ликвидации АО со значительным объемом имущества, дебиторской и кредиторской задолженности, а также большим штатом сотрудников.


2. Как уведомить регистрирующий орган и кредиторов АО о принятии решения о ликвидации и внести сведения в ЕФРСФДЮЛ

Порядок уведомления регистрирующего органа и кредиторов о принятии решения о ликвидации АО аналогичен порядку уведомления при ликвидации иных юрлиц. Так, для того чтобы уведомить:

• регистрирующий орган - нужно заполнить заявление (уведомление) о ликвидации по форме N Р15016 и подать его в регистрирующий орган по месту нахождения юрлица (п. 1 ст. 20 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП);

• кредиторов общества - необходимо разместить сообщение о ликвидации АО в "Вестнике государственной регистрации" и направить письменное уведомление всем известным кредиторам АО (п. п. 1, 3 ст. 22 Закона об АО).

Кроме того, в течение трех рабочих дней с даты принятия решения о ликвидации следует внести уведомление о ликвидации в ЕФРСФДЮЛ. В нем нужно указать, в частности, сведения о принятом решении о ликвидации, порядке, сроках и условиях предъявления требований кредиторами (пп. "н.5" п. 7 ст. 7.1 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП).

За невнесение или несвоевременное внесение сведений в ЕФРСФДЮЛ установлена ответственность.


3. Как составить промежуточный ликвидационный баланс

Промежуточный ликвидационный баланс составляется после истечения срока для предъявления требований кредиторами. Этот срок не может быть меньше двух месяцев с момента опубликования сообщения в "Вестнике государственной регистрации" (п. п. 1, 2 ст. 63 ГК РФ).

Утвержденной формы промежуточного ликвидационного баланса нет, вместе с тем можно руководствоваться рекомендуемыми ФНС России форматами и машиночитаемыми формами (Письмо от 25.11.2019 N ВД-4-1/24013@).

Обязательные сведения, указываемые в промежуточном ликвидационном балансе (п. 2 ст. 63 ГК РФ):

• о составе имущества ликвидируемого юридического лица;

• о перечне требований, предъявленных кредиторами, и результатах их рассмотрения;

• о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Кроме того, рекомендуем, хоть ГК РФ и не обязывает, указать в промежуточном ликвидационном балансе информацию о кредиторах, которые не предъявили требования ни ликвидатору, ни в суд. Это позволит в случае возникновения спора с такими кредиторами подтвердить, что ликвидатор подавал в регистрирующий орган достоверную информацию и не нарушал порядок ликвидации, предусмотренный законодательством.


3.1. Какие действия должно совершить АО после составления промежуточного ликвидационного баланса

После того как промежуточный ликвидационный баланс составлен, в первую очередь, необходимо убедиться, что денежных средств и иного имущества общества достаточно для удовлетворения требований кредиторов. При недостаточности имущества подавайте в суд заявление о признании должника банкротом (п. 4 ст. 63 ГК РФ).

Если денег и иного имущества достаточно, сделайте следующее:

1) утвердите промежуточный ликвидационный баланс на общем собрании акционеров большинством в 3/4 голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров (п. 2 ст. 63 ГК РФ, п. 4 ст. 49 Закона об АО).

Протокол общего собрания акционеров АО об утверждении промежуточного ликвидационного баланса составляется в обычном порядке;


2) подайте заявление (уведомление) о составлении промежуточного баланса в регистрирующий орган по форме N Р15016 (п. 3 ст. 20 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП).

Срок подачи заявления (уведомления) о составлении промежуточного ликвидационного баланса - не ранее (п. 4 ст. 20 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП):

• истечения срока, установленного для предъявления требований кредиторами;

• вступления в законную силу судебного акта по делу о рассмотрении требования, предъявленного к АО, находящемуся в процессе ликвидации;

• окончания выездной налоговой проверки, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах в случае проведения в отношении юрлица, находящегося в процессе ликвидации, такой проверки;

• завершения таможенной проверки в отношении юрлица, находящегося в процессе ликвидации, составления акта такой проверки и принятия по ее результатам решения (последнего из решений) в сфере таможенного дела (если принятие соответствующего решения предусмотрено международными договорами РФ и правом ЕАЭС и (или) законодательством РФ о таможенном регулировании);

3) рассчитайтесь с кредиторами общества. Расчеты с кредиторами осуществляются денежными средствами. Если их не хватает, то продайте имущество на торгах, за исключением имущества стоимостью до 100 тыс. руб. Такое имущество продается без проведения торгов (п. 4 ст. 63 ГК РФ).

Правила очередности удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юрлица установлены в ст. 64 ГК РФ.

При ликвидации юрлица после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации, требования кредиторов юрлица нужно удовлетворять в следующей очередности (п. 1 ст. 64 ГК РФ):

• в первую очередь удовлетворяются, в частности, требования граждан, перед которыми ликвидируемое юрлицо отвечает за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

• во вторую очередь выплачиваются выходные пособия и оплачивается труд лиц, работающих или работавших по трудовому договору, вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности;

• в третью очередь производятся обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды;

• в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

По общему правилу требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди (п. 2 ст. 64 ГК РФ).

После удовлетворения требований кредиторов указанных очередей удовлетворяются требования кредиторов о возмещении убытков в виде упущенной выгоды, о взыскании неустойки (штрафа, пеней), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей (п. 1 ст. 64 ГК РФ);

4) распределите оставшееся имущество между акционерами ликвидируемого АО (верните акционерам доли в уставном капитале) в порядке, установленном ст. 23 Закона об АО.

Учтите, имущество распределяется после расчетов с кредиторами, но законодатель не устанавливает, в какой момент это можно делать - до составления ликвидационного баланса или после его составления.

Рекомендуем делать это до составления ликвидационного баланса. Это позволит снизить риски споров с регистрирующим органом, который может отказать в регистрации ликвидации, признав недостоверным ликвидационный баланс, содержащий сведения об оборотных активах и нераспределенной прибыли. Есть примеры судебных решений, когда такой отказ регистрирующего органа признается ошибочным;

5) подайте в территориальный орган ПФР и налоговый орган сведения о своих работниках. Перечень сведений, которые нужно представить в территориальный орган ПФР, предусмотрен пп. 1 - 8 п. 2 ст. 6 и п. п. 2 - 2.2, 2.4 ст. 11 Закона о персонифицированном учете и ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ. Непредоставление большей части этих сведений в территориальный орган ПФР является основанием для отказа в госрегистрации ликвидации (пп. "г" п. 1 ст. 21, пп. "з" п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП).

Сведения в ПФР нужно подать в течение месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (п. 2 ст. 9, п. п. 1, 3 ст. 11 Закона о персонифицированном учете).

Учтите, что расчет по страховым взносам представляется в налоговый орган до составления промежуточного ликвидационного баланса за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно (п. п. 1, 2.3 ст. 11 Закона о персонифицированном учете, п. 15 ст. 431 НК РФ, Письмо Минфина России от 27.02.2020 N 03-15-05/14267).


4. Как составить окончательный ликвидационный баланс АО

Ликвидационный баланс составляется после расчетов с кредиторами (п. 6 ст. 63 ГК РФ).

Окончательный ликвидационный баланс АО утверждается на общем собрании большинством в 3/4 голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров (п. 6 ст. 63 ГК РФ, п. 4 ст. 49 Закона об АО).

Протокол общего собрания акционеров АО об утверждении окончательного ликвидационного баланса нужно составить в обычном порядке.

Форма такого баланса законодательно не утверждена, вместе с тем можно руководствоваться рекомендуемыми ФНС России форматами и машиночитаемыми формами (Письмо от 25.11.2019 N ВД-4-1/24013@).

Содержание ликвидационного баланса зависит от того, распределили вы имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, между акционерами или нет.

Если распределили, то тогда в балансе отражается информация об отсутствии у общества каких-либо активов и пассивов.

Если не распределили, то в балансе отражается информация об оставшихся активах и пассивах общества.


5. Как зарегистрировать ликвидацию АО

Для этого подайте документы в регистрирующий орган или единый регистрационный центр по месту нахождения общества (п. 1 ст. 9 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП).

Заявителем является ликвидатор (председатель ликвидационной комиссии) (п. п. 1, 1.3 ст. 9 Закона о госрегистрации юрлиц).

Документы, которые необходимо представить для регистрации ликвидации (п. 1 ст. 21 Закона N 129-ФЗ):

1) заявление (уведомление) по форме N Р15016, подписанное руководителем ликвидационной комиссии (ликвидатором) (пп. "г" п. 1.3 ст. 9, п. 4 ст. 22 Закона N 129-ФЗ);

2) ликвидационный баланс;

3) документ об уплате государственной пошлины. Размер пошлины составляет 800 руб. (пп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Данный документ не является обязательным, но рекомендуем его приложить к пакету документов;

4) документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР сведений, предусмотренных пп. 1 - 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Закона о персонифицированном учете и ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ. Данный документ тоже не является обязательным, так как он может быть получен регистрирующим органом по межведомственному запросу. Однако рекомендуем его представить (пп. "г" п. 1 ст. 21 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП).

Способ подачи документов может быть одним из следующих:

1) непосредственное обращение в инспекцию;

2) через МФЦ - возможность оказания услуги по регистрации юрлиц следует уточнить в конкретном МФЦ;

3) почтовым отправлением с объявленной ценностью при пересылке с описью вложения;

4) через Единый портал госуслуг, интернет-сервис ФНС России или мобильное приложение - при подаче документов в электронной форме. При этом они должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью. В этом случае удостоверять подпись заявителя у нотариуса не требуется (п. 1.2 ст. 9 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП, п. п. 4, 5 Порядка, утвержденного Приказом ФНС России от 12.10.2020 N ЕД-7-14/743@);

5) через нотариуса только при личном обращении к нему заявителя за отдельную плату (п. 1 ст. 9 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП, ст. ст. 22, 86.3 Основ законодательства РФ о нотариате).

Другие новости

Мы в социальных сетях: